Приняв решение о ликвидации организации, ее учредитель должен быть готов к тому, что этот процесс может затянуться.
Как свидетельствуют специалисты, в настоящее время существует две основных причины того, что предприниматель решает расформировать свой бизнес: истекший срок или расторжение договора с главным заказчиком или постоянные проблемы с налоговой инспекцией. Также, чтобы этот процесс прошел без проволочек и трудностей, они рекомендуют доверить его профессионалам, работающим в правовой сфере.
Процесс ликвидации фирмы или компании состоит из нескольких этапов и, как правило, выглядит следующим образом. Решение об окончании деятельности принимают все учредители или, в случае с акционерным обществом, акционеры. После этого о ликвидации следует уведомить налоговый орган, который внесет предприятие в список таких, которые пребывают в стадии прекращения своей деятельности. Далее учредители формируют ликвидационную комиссию, о которой также необходимо уведомить налоговую инспекцию.
Следующим этапом процесса является публикация о ликвидации в государственном вестнике налогового органа, после чего, независимо от того, занималась фирма этим сама или имел место аутсорсинг бухгалтерских услуг, проводится полная инвентаризация имущества и обязательств ликвидируемого лица. На этом этапе сформированная ранее комиссия производит оценку имущества, рассчитывается с контрагентами предприятия и, если имеются, закрывает арбитражные дела. Все эти действия проводит, как правило, собственник предприятия.
Кроме того, такой ответственный процесс, как ликвидация организации требует составления промежуточного ликвидационного баланса, которым также должна заниматься ликвидационная комиссия. Следующий этап прекращения деятельности – полный расчет с кредиторами, который осуществляется средствами предприятия, оставшимися на его балансе. На том же этапе производится расчет с работниками организации и их увольнение. Далее составляется окончательный ликвидационный баланс.
В завершении этого процесса учредитель должен предоставить в налоговую заявление о ликвидации, номер вестника с объявлением о прекращении деятельности и квитанцию об уплате госпошлины. Стоит заметить, что ошибки в процессе ликвидации организации могут привести к недоразумениям не только с налоговой инспекцией (которые, как правило, выливаются в штрафы), но и с контрагентами и кредиторами.
|